Регистрация    Войти
Авторизация
Главное / Украинский теннис / Интервью

Юрий Сапронов: «Твердо убежден, что родителям нельзя тренировать своих детей»

После достаточно длительного перерыва профессиональные женские турниры вернулись в Харьков. Сразу два турнира ITF с призовым фондом в 10 и 25 тысяч долларов пройдут один за одним на кортах роскошного Superior Golf and Spa Resort.

Портал «Большой теннис Украины» не мог упустить возможности посетить Superior Cup и поговорить с владельцем турниров, известным бизнесменом и, пожалуй, лучшим украинским теннисным менеджером наших дней Юрием Сапроновым.



- Юрий Анатольевич, теннисные турниры в Харькове не проводились достаточно долгий период. Почему именно сейчас решились на проведение сразу двух?

- Во-первых, мы были готовы проводить турниры еще в прошлом году, да и в позапрошлом тоже. Однако, есть такое правило, гласное оно или не гласное я не знаю, но отказы мне были прямым текстом: «Ближе 500 км от линии огня проводить международные соревнования нельзя».

Тем не менее, мы постоянно вели переговоры с ITF, ведь и у меня, и у Сергея Николаевича Лагура отличные отношения со многими вице-президентами ITF. В этом году, на Международном конгрессе в Сантьяго, мы с Лагуром еще раз обсудили необходимость проведения маленьких турниров. В Украине достаточно большое количество молодых игроков, которым необходимо набираться опыта при переходе из юниорского тенниса во взрослый, плюс есть игроки, которые очень близки к квалификациям Шлемов и где как не дома им набирать рейтинговые очки.

Сергей Николаевич, там же в Сантьяго, обговорил этот вопрос с вице-президентом ITF Рене Штамбахом, тот, в свою очередь, донес наши мысли тогдашнему президенту Франческо Риччи-Битти и там же было принято решение, что мы проведем два турнира в Харькове.

- На сегодняшний день, Вы довольны составом игроков, которые участвуют в турнирах?

- Я доволен, что участвует много украинских теннисисток. Мы эти турниры затевали в первую очередь не для зарубежных гостей, а для наших и, пожалуй, можно сказать, что практически вся Украина участвует в этих турнирах. Много молодых игроков, 14-ти и 15-ти летних, и это здорово.
Анна Лагуза

Конечно, на 25-ке состав будет посильнее. Но главное, чем я доволен, это что турниры вернулись в Харьков и теперь в Украине будет не два турнира, а четыре, по крайней мере в этом году.

- Совсем недавно в теннис вернулась экс-первая ракетка Украины Алена Бондаренко. Не было у Вас желания пригласить ее для популяризации Superior Cup?

- На сегодняшний день у меня прямого контакта с Аленой Бондаренко нет. Она долгое время живет в США и работает в Академии моего хорошего друга Нумруда Мухатасова.

Честно говоря, я и не знал, что она будет возвращаться в теннис, и, когда я увидел, что она заявлена на два 10-тысячника в Италии, то, конечно же, у меня появилась мысль о том, чтобы предоставить ей «wild-card», но процедура получения этого приглашения достаточно проста, – нужно чтобы кто-то за ним обратился.

Я считаю, что не я, как собственник турнира должен писать объявление: «Кто хочет получить приглашение на турнир в Харькове», а кто-то должен это приглашение попросить. С их стороны никаких обращений не было. Конечно же, если бы Алена Бондаренко попросила «wild-card» на наши турниры, она бы безусловно их получила под номером один.

- На Superior Cup приехало много молодых теннисисток. На ваш взгляд, сегодня есть в Украине игроки, которые могут стать новой Элиной Свитолиной и с которыми Вы готовы работать?

- Конечно, такие игроки есть. Та же Даяна Ястремская. Если ее семья попросит у меня помощи, то я бы с удовольствием с ней поработал.

Знаете, я не претендую на истину в последней инстанции, но считаю, что в женском теннисе у меня как менеджера и у моей команды, которая работала с Элиной Свитолиной, самый большой опыт в стране. Мы знаем как провести игрока от 12 лет до двадцатки мирового рейтинга. У кого есть еще такой опыт?

Сейчас есть Даяна Ястремская. Очень яркая девочка. Я за ней наблюдал, когда она готовилась здесь к Уимблдону. Повторюсь, если ее семья попросит у меня помощи, то я готов. Навязываться я не буду.
Даяна Ястремская

Следующая плеяда игроков, это, пожалуй, наши талантливые 13-14-летние девчонки: Марта Костюк, Даша Снигур, Люба Костенко, Даша Лопатецкая. Готов взять любую, единственное мое условие, которое я объявляю всегда и сразу: мамы и папы этих детей ближе, чем на 20 метров, к корту не подходят. Мой опыт говорит, что самый большой враг потенциальной звездочки – это их родители, к сожалению.

Сегодня я абсолютно искренне высказал свое мнение Талине Костюк о поражении Марты 1-6 0-6. Во-первых, я сказал ей о том, что на голове у Марты есть корона и сегодняшнее поражение это большой плюс. Она умная девочка и вы наверняка сумеете сделать правильные выводы из этого результата. И второе: если ты на следующий год продолжишь тренировать свою дочь, то из нее точно ничего не получится и это не потому, что ты, Талина Костюк, плохой тренер, ни в коем случае. Ты талантливый тренер, бери любого ребенка 11-12 лет и ты сумеешь сделать с ним результат, но дочь тренировать – категорически нет. Это мое мнение и я абсолютно открыто об этом сказал.

- Но все же мы видели удачные семейные тандемы. Те же Возняцки к примеру..

- Петр…Да. Я отлично его знаю и знаю его семью. Исключения из правил, конечно же, бывают. Но даже если мы сейчас возьмем лист бумаги и начнем вспоминать всех, то, думаю, больше десятка не соберем. Но мое мнение все же однозначно – родители не должны тренировать своих детей.

Даже если мама-папа мастер спорта какой-то страны и имеют тренерский сертификат, то до определенного возраста – да. Для меня этот определенный возраст у девочек, когда я начинаю активно смотреть и готов вкладывать деньги в игрока, это 13 лет. Может быть 12. Даже скажем так 12, 13, 14 лет. Все-таки они очень разные физически в этом возрасте. Кто-то в пятнадцать может выглядеть как 20-летняя тетенька, а кто-то в восемнадцать, как 12-летний ребенок. Это генетика и очень индивидуальные вещи, поэтому я говорю вилку 12-14 лет, возраст, когда я готов принимать решения.

- Но сейчас как я понимаю, у Вас нет никого, с кем бы Вы работали?

- У меня есть на подходе несколько девчонок, по которым я консультируюсь с тренерским советом. Такие решения я сам не принимаю. У нас есть старший тренер – Андрей Федорович Луценко, который, как я считаю сделал Элину Свитолину игроком, это потом уже шла шлифовка и превращение алмаза в бриллиант.

Один раз в году я присутствую на тренерском совете и там получаю всю необходимую для себя информацию. Сейчас есть две девчонки, но пока я бы не хотел анонсировать их имена, поскольку любая произнесенная мною фамилия рождает корону на голове и множество слов. В конце года, после итогового собрания, я все скажу.

- Тогда давайте поговорим о пока что главной Вашей подопечной – Элине Свитолиной. Как оцениваете ее выступление на Олимпиаде?

- Двадцать один год. Первый раз на Олимпиаде. Прошла в восьмерку сильнейших. Это реально большой успех!

Когда она будет играть через четыре года свою следующую Олимпиаду, дай Бог, чтобы без травм и она туда попала, вот тогда я расстроюсь, если у нее не будет медали. В двадцать пять она будет уже опытный игрок, который будет знать, как бороться с ветром, с квитовыми, с головой, с эмоциями.

Безусловно, эти лишние сутки не главное оправдание, но она, конечно же, перегорела. Я не говорю, что Элина обязательно обыграла бы Квитову, не будь паузы из-за дождя, но она побеждала Квитову и знает как с ней играть. Другой вопрос, что на матче эмоции и глаза были совершенно пустыми.

Тем не менее, Элина Свитолина останется в истории тем самым игроком, который не пустил великую Серену Уильямс к пятой золотой Олимпийской медали. Этой победой Элина сделала большое дело для Украины. Она показала тем игрокам, которые сейчас на подходе к взрослому теннису, что нет ничего невозможного, нужно только работать и верить в себя. Многие мамы и папы 5-6-летних детей, которые думали куда же отдать своего ребенка, в итоге выберут теннис и это будут тысячи людей по стране.


И главное, что этот матч не Серена проиграла, а выиграла сама Элина. Я смотрел игру с открытым ртом, иногда закрывая глаза. Конечно, Свитолина умеет выполнять все удары, но заставить себя играть так агрессивно и близко к линиям, такого я не припоминаю. Так что, нужно оставить в стороне все эти «разговоры для бедных» о том, что Серена сыграла свой не лучший матч.

- Вы ближе всех к команде Элины. Что Вы можете сказать о сотрудничестве с Жюстин Энен? Бельгийка говорила о том, что сейчас для Элины переходный год и они пытаются перестроить ее теннис на более атакующий. Если отбросить один матч с Сереной, считаете есть плоды этой работы?

- Конечно есть. Просто это не быстрый процесс. Это же не стройка, где вы, поменяв подрядчика, первым делом узнаете, что у вас вообще все не так, начиная с заливки фундамента.

В теннисе в 16 лет мы получаем уже полностью сформировавшегося игрока. И в этом плане очень важна роль детского тренера. Если он что-то поставит не так, подачу, работу ног, форхэнд или бэкхэнд, то потом переделать это будет очень-очень трудно. Я посмотрел несколько матчей сегодня на нашем турнире и вообще ни у одной девочки не увидел хорошего удара справа!

- Марина Чернышова?

- Кстати, может быть соглашусь. Но Чернышова чей продукт? Спорткортовский и Луценко в том числе. Сейчас она в Киеве тренируется, по-моему последние полтора года, но это выпуск харьковской школы.
Марина Чернышова


В целом же, повторюсь, все хорошо бьют слева, но справа - сплошные дырки. И ведь это им аукнется в будущем, дай Бог, этим девчонкам пройти как можно дальше. Форхэнд - это бич сегодня. А переделать удар - это очень большая проблема. Поэтому самый главный человек в теннисе - тренер. А еще главнее - детский тренер.

- Продолжая разговор о тренерах, не считаете ли Вы необходимым смену тренерского штаба Элины Свитолиной? Может быть не Вы принимаете эти решения, но интересно Ваше мнение.

- Элине в сентябре будет уже двадцать два года. Она умная девушка, умеет анализировать и рассуждать. У нее очень хорошая голова. В этот процесс я точно не лезу, но я всегда, когда Элина приезжает, высказываю свое мнение. Я считаю, что Жюстин очень полезна.
Юрий Сапронов: «Твердо убежден, что родителям нельзя тренировать своих детей»

Конечно…был бы вариант, что я смогу уговорить Карлоса Родригеса поработать с Элиной хотя бы на год индивидуально на всех турнирах, то я бы заплатил любые деньги и даже не думая. Но ему пока и в Китае видимо очень неплохо (смеется).

Однозначно Йен Хьюз дал Элине очень много, и она стала ментально совершенно другим игроком после Себастьена Матье. Возможно, я так предполагаю, что существует какая-то тренерская ревность. Наверное, Йен будет ревновать к Жюстин и наоборот, это я могу только предполагать и не хочу в это влезать, но то, что Энен хорошо дополняет эту команду - это однозначно.

Другой вопрос, что все-таки маловато времени она проводит с ней. Четыре турнира Большого Шлема и еще, по-моему, десять недель, - маловато. Но то, что появилась агрессивность, игра в корте, игра по восходящему мячу, те самые «коронки», которыми обладала Жюстин, не являясь при этом атлетом в классическом понимании этого слова, плюс тот факт, что Энен может передать Свитолиной свой огромный опыт, – это безусловно полезно.

- Будем надеяться, что это сотрудничество поможет Элине и всей нашей сборной победить в предстоящем матче Кубка Федерации непростую команду Австралии. Кстати говоря, не планируете ли Вы привезти этот матч в Харьков?

- По Федкапу решение принимается с учетом мнения капитана команды Михаила Филимы и всех участниц сборной. Сергей Николаевич Лагур прислушивается к их позиции и, если ФТУ скажет: «Юра, давай Харьков», то я сделаю все, что хотите (смеется).

- Но пока не сказали?

- У нас был уже первый разговор на эту тему в Буче. В Харькове большой выбор площадок, где можно достойно провести этот матч. Мы играем в феврале. Есть «Локомотив», «Тетра». В «Локомотиве» прекрасный зал, имеем опыт, все-таки сыграли там, по-моему, пять матчей Кубка Федерации и один Кубка Дэвиса. Привезти 120 тонн грунта – не вопрос, положить быстрый хард – нет проблем. Мы сделаем любое покрытие, которое захотят девчонки.

- Последний вопрос не из мира женского тенниса. Не могу не спросить о Сергее Стаховском, с которым Вы плотно сотрудничали. Как сейчас? Ваш союз продолжается?

- Мы дружим, но в этом году я его не спонсирую. По итогам прошлого сезона мы с ним серьезно разговаривали. Расстаться с Санторо - это, конечно, решение Сергея. Не знаю… Сергею уже тридцать. Исходя из его манеры игры, он способен играть еще лет пять и находиться в районе сотни. Другой вопрос, что между топ-100 и топ-50 на самом деле пропасть. У Сергея семья, двое деток и дело даже не в расходах, а в том, что хочется проводить больше времени с семьей, а Сергей хороший отец и муж. Мне кажется, сейчас у него сложный период и он на перепутье.

В любом случае, когда Стаховскому нужна какая-либо помощь он звонит, советуется. Если он приезжает в Харьков, то он получает все бесплатно: корты, гостиницу, врачей. Мне кажется, он способен стоять в районе «полтинника» и в этом сезоне, и в следующем. Просто должно немного повезти, а не так как в начале года, когда два раза Вавринка попадается (смеется).

Везение - это большая вещь в теннисе. Если бы сегодня маленькая Марта Костюк попала бы не на Лену Плоскину, то может быть получила бы первое очко в рейтинг. Сетка - это большое везение, а чем выше ты стоишь, тем больше у тебя шансов проходить 1-2 круга и подтверждать свой рейтинг.
 
Фото: Facebook.
Добавлено: admin  17/08/16 14:18  Просмотров: 7 361  Рейтинг: 0  
0 0
‡àãðóçêà...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.