Регистрация    Войти
Авторизация
Мировой теннис / Интервью

Роджер Федерер: "Cтрасть к теннису возникла у меня далеко не сразу, только после победы над Сампрасом"

Большое интервью швейцарца журналу "GQ" после возвращения в тур.
Роджер Федерер: "Cтрасть к теннису возникла у меня далеко не сразу, только после победы над Сампрасом"
Обозреватель "GQ" Роузкранс Болдуин и фотограф Крейг Макдин побывали в гостях у Роджера Федерера через пять дней после его триумфа в финале Открытого чемпионата Австралии. 35-летний швейцарец стал главным героем очередного выпуска издания после победы в голосовании "Самый стильный мужчина-2016" среди читателей журнала "GQ". Интервью и фотосессию с теннисистом провели в Вальбелле, в часе езды от элитного альпийского курорта Санкт-Мориц.

Вашему вниманию фрагменты главного материала апрельского номера "GQ".


"Думаю, нормальность Роджера удивляет каждого, - сказал Даррен Кэхилл, экс-игрок, комментатор и нынешний тренер четвертой ракетки мира Симоны Халеп. - Многие из тех, кто достиг бы того же, что и Роджер, выстроили бы перед собой стену. Но у него этой стены нет и вовсе".

Так что же такое "быть нормальным" в швейцарских Альпах для величайшего теннисиста всех времен?

Начнем с того, что Федерер выглядел относительно нормально, когда мы встретились, и определенно по-швейцарски: темный свитер под горло, шерстяные штаны, черный ботинки. Поход в горы - это любимое и единственное его хобби, но шел снег, ноги его устали после Австралии, поэтому мы пошли на ланч, где нам (по его заказу) принесли раклетт. Традиционное швейцарское блюдо для тех, кто отдыхает в горах. По большому счету просто тарелка с расплавленным сыром. Не то, что я мог себе представить. Хотя чего я ожидал? На корте Федерер известен своей нечеловеческой концентрацией. Безответной решимостью. Созданный из стали перфекционист с носом стивидора, с лучшим форхендом всех времен и прической Джеймса Бонда в исполнении Тимоти Далтона. В самой чопорной стране из всех, почему он должен быть кем-то другим?



Но, честно говоря, с самого начала нашей встречи Федерер был таким добродушным, таким расслабленным, что на секунду я даже подумал, не под кайфом ли он случайно (он не был под кайфом). Роджер привез нас на своем "Мерседесе". Мы болтали о наших семьях. Я завел разговор о тех временах, когда по случайности попробовал героин - смотрите, это произошло в ЮАР, а мать Федерера из Южной Африки, и я старался найти что-то общее, как делает каждый, если едет в гигантском авто с мировой знаменитостью, с которой только что познакомился. В ответ - он рассмеялся. Федерер, большой любитель посмеяться, кто бы знал? Хотя был такой момент, когда в середине обеда, ко мне закрались подозрения - было ли это представление, мол, он играет роль "своего парня"? Кому еще, как нам обычным смертным, нравится расплавленный сыр? (может он все-таки был под кайфом?). Как я узнал далее, он тот человек, который все еще бронирует себе время на ближайшем корте в общественном теннисном клубе, а не строит свой частный корт. Задумайтесь об этом, ведь в его активе более 100 миллионов долларов призовых, это еще без рекламы. Теперь представьте какого-то местного паренька, который может подвинуть с корта Роджера Федерера, потому что его тренировка слишком затянулась?

В ресторане ("Мы постоянно приходим именно сюда, чтобы отпраздновать Дни рождения детей, или просто посидеть на террасе") он дважды останавливается прежде, чем мы доходим до главной двери, чтобы прохожие могли сделать селфи. Больше чем просто сфотографироваться, люди хотели сказать ему, какое значение лично для них имела эта победа в Австралии, что они чувствовали, когда дрожали и плакали перед своими телевизорами. Роджеру это было явно по душе. "Я думаю, многие люди надеялись, что я выиграю", - говорит он тихо, когда мы наконец-то садимся. "Похоже, что многие из них были супер-счастливы". Потом он снова засмеялся, его плечи расслабились и лицо озарила радость.

Если что-то из этого вас удивило, как и меня, вот еще несколько других фактов, которые могут быть в новинку. Роджер Федерер:
- боится лошадей ("а разве не все их боятся?", говорит он).
- злится только тогда, когда это связано с пунктуальностью ("Я начинаю нервничать, если опаздываю").
- любит хорошее искусство, но от него может болеть голова.
- ему не просто нравится кино, он его обожает. Он "проживает" фильмы, как он сказал. Федерер не может представить себе как можно уснуть во время просмотра. "Как людям это удается?!". Вообще-то, в ночь перед финалом с Надалем в Мельбурне, он и его семья смотрели фильм "Лев", историю про индийского мальчика, который по случайности проходит путешествие аж до Австралии, а через 25 лет возвращается на родину, чтобы найти семью. Слезливая история - "и в конце я был просто опустошен", признается он смеясь. "Я подумал, мол, а это вообще хорошо, что я настолько эмоционально заведен? В конце концов, завтра может быть очень эмоциональный день".



- ему понравился "Ла-ла-ленд", кроме концовки.
- предпочитает "хеппи-энды".
- никогда не ожидал от себя такого успеха, даже близко. "Теннис дал мне все это", - сказал он решительно, имея в виду... практически все, что есть у него в жизни. "Вот почему я так благодарен теннису, он расширил мои горизонты. Если бы я не стал теннисистом, то жил бы себе в Базеле, занимался бы какой-то работой. У меня были гораздо меньшие перспективы".

Но больше всего этого, Роджер Федерер любит свою семью, и под этим словом скрывается более широкое значение. Мирка - это его опора. "И вот, 17 лет спустя после нашего знакомства, мы здесь, и все, что у меня есть, мы добились этого вместе". Он также близок с родителями. Они все еще нервничают, когда смотрят его матчи по телевизору и не могут сидеть рядом друг с другом во время турниров (когда его мама болеет дома перед телевизором, то перед каждой подачей обращается к экрану: "Подай эйс, подай эйс!"). Следующими идет его команда, которая все равно что семья, потом весь тур, "вторая семья" как он говорит, имея в виду игроков (которые 12 раз давали ему премию за "спортивное поведение"), а потом команды этих игроков, и наконец директора турниров, организаторы, наемные сотрудники, мальчики и девочки, которые подают мячи.

- любит писать записки со словами благодарности всем этим людям.

В середине обеда к нашем столику нервно подошел парень с конвертом в руках. Федерер выглядел смущенным. Ранее в тот же день, мы проезжали мимо нескольких запряженных карет, и он остановился, чтобы поприветствовать одного из водителей. Они были знакомы, поскольку раньше брали детей кататься на санях. Парень возле нашего столика, сам водитель, оказался другом того водителя, и он хотел вручить Федереру подарочный сертификат на бесплатную поездку на карете. Роджер улыбнулся, поблагодарил его щедро, даже подбодрил, чтобы заставить мужчину чувствовать себя более непринужденно. Я уже видел это несколько раз: швейцарцам, чтобы подойти к своему герою, важно было убедиться, что такое посягательство на его время, будет к месту. "Здесь мы уважаем неприкосновенность личной жизни, - объясняет Федерер. - Если вы видите, что кто-то другой уже это делает (подходит, обращается), то вам уже проще решиться. Но для первого человека сделать это и растопить лед, это сложно. Как говорят, в Швейцарии непросто заводить друзей".
Роджер Федерер: "Cтрасть к теннису возникла у меня далеко не сразу, только после победы над Сампрасом"
Люди редко знают почему или как они делают те или иные вещи, что является их истинными мотивами, а спортсмены - еще реже. Мой личный опыт это подтверждает, особенно, если дело доходит до объяснения как их тела воспроизводят эту сложную механическую последовательность, которая в наших глазах, выглядит как прирожденная грация. Но мы все знаем, откуда мы родом. И на земле часов и шоколада, где порядок и сладость возносят одинаково, - разве может быть лучший образ человека, который правит своим спортом, который так строг в традициях, так точен в своих действиях - в игре, которая на самом высоком уровне требует от тебя чуть ли не безупречности сверхчеловека, где победа сводится к принятию единственно верного решения, выбору правильного удара в одном или двух ключевых моментах в пятичасовом матче, - чем человек, который обретает свою форму, находясь при этом загнанным в ограничения?

"Исполнять разные удары, с разным углом, играть на своих условиях... вот что, делает тебя счастливым", - и тогда он снова смеется. Искренне. Как человек, в котором еще осталось много несыгранного тенниса.

Сейчас я должен кое в чем признаться, и это не очень-то и приятно: я никогда не был болельщиком Федерера. Безусловно, меня долгое время восхищал его теннис. Как он играет, как ведет себя - я был его последователем, подражателем и поклонником. Одним из тех, кто не только внимательно изучает видео с его ударами, но и старается их повторить перед зеркалом, стоя в нижнем белье, в своей гостиной. Но это не то же самое, что быть болельщиком.

Мои друзья, с которыми я вместе играю в теннис, - вот это настоящие его болельщики. У них есть его ракетка, его кроссовки, его кепка с логотипом "RF". Когда он проигрывает, они разбиты; когда выигрывает, это лишь чуть менее болезненно,ведь стало на одну победу меньше из тех, которые еще суждено увидеть. Болельщиков восхищает не только игра, но и его образ. Целостность. Класс. Безупречность на корте и вне его. В то время как для меня эта идея совершенства и отсутствия изъянов и была проблемой. Как болельщику, мне хочется за что-то зацепиться. Мне больше импонирует саморазрушение Маррея, ворчливость Вавринки, нервные манеры Надаля. Собственно, те люди, которые способны на трагические ошибки, которые демонстрируют внешне, заявляя вслух, какие силы нужно приложить, чтобы перебороть ваши худшие устремления - или, что бывает чаще, - не перебороть их. И вот другая сторона моего тщеславия, о которой я не горжусь заявлять, - временами кажется, что быть болельщиком Федерера уж слишком просто.
Роджер Федерер: "Cтрасть к теннису возникла у меня далеко не сразу, только после победы над Сампрасом"
Но потом случился один момент, в горах, когда что-то внутри меня начало меняться. И не только потому, что нам обоим нравится раклетт. Мы пришли к теме его любви к теннису. Комментаторы часто повторяют о той страсти к игре, которая есть у Федерера, будто он родился с ракеткой во рту. Я спросил его, это правда? И он удивил меня: нет вообще-то. Страсть пришла гораздо позднее, как он говорит, не раньше, чем ему удалось попасть в топ-десятку мирового рейтинга. "Серьезно?", спросил я, чем заставил его вновь рассмеяться. Чтобы объяснить мне это, он рассказал историю.

В 2001 году Федерер обыграл Пита Сампраса в четвертом раунде Уимблдона. 19-летний Федерер еще не был сформирован как игрок. Но к тому времени побывал в первом четвертьфинале на Большом Шлеме на Ролан Гаррос, и болельщики уже начали запоминать его имя. И вот, здесь, в Англии, он выходит на корт против величайшего игрока, семикратного победителя Уимблдона - того теннисиста, с которым его потом будут сравнивать чаще всего, автора тех рекордов, большинство из которых Федерер со временем побьет.

"Смотри, у меня была возможность попробовать, что же такое теннис самого высокого уровня", - говорит он. "Это был мой первый раз на Центральном корте Уимблдона. Мой первый и единственный матч против Пита. Я победил со счетом 7-5 в решающем пятом сете и это было нечто похожее на то, что случилось в финале с Рафой. Мне было только 19 лет. Тогда я осознал, О, Боже мой, теннис - это гораздо больше, чем просто тренировки в холодных залах в Швейцарии. Вот, чем теннис может быть на самом деле. Я понял, что хочу еще раз вернуться на этот корт, я бы хотел бороться с такими соперниками, чтобы это стало обычным делом для меня, чтобы я смог выходить на главные стадионы, а не на маленькие площадки... Внезапно все приобрело какой-то смысл. Почему ты занимаешься силовыми упражнениями. Почему ты бегаешь. Почему ты приезжаешь на турнир гораздо раньше. Почему ты стараешься хорошо выспаться ночью. Мы просто начали понимать, какую важную роль играет каждая мелочь. Потому что в итоге они и являются определяющими".



Противник, который характеризует карьеру Федерера тем не менее не Сампрас, а Рафаэль Надаль. Вот почему финальный уикенд в Мельбурне стал такой ностальгией для болельщиков. Женский финал также проходил с участием двоих игроков, кому уже за 30, - сестер Уильямс. Фактически, все четверо финалистов в последний раз вместе доходили до решающей стадии на мэйджоре девять лет назад на Уимблдоне-2008.

Противостояние Федерера и Надаля богато эпичными матчами. Пожалуй, на протяжении всех этих лет в статистике Роджера, которая однозначно бы утвердила его как величайшего теннисиста всех времен, присутствует один камень преткновения - показатели в личных встречах с Рафаэлем Надалем: 11-23. И так уж случилось, что на этот раз с ним в финале оказался тот редкий соперник, против которого ему есть еще, что доказывать и что исправлять.
На этот раз для обоих это была история о возвращении в тур: два старых друга воскрешают свои карьеры, два европейца в банданах. Федерер "чрезвычайно нервничал", как он признался, а это о многом говорит, что до сих по он чувствует волнение перед матчами. "Это даже меня немного раздражает". Я, как один из многих зрителей, был рад, что смог досмотреть матч до конца. Этот поединок установил рекордные цифры по просмотрам в США во временном слоте в три часа ночи. Почти 4,5 миллиона телезрителей наблюдали за игрой в Австралии, 11 миллионов - в Европе. Это было событие, которое нельзя пропустить, как комету, которую редко можно наблюдать, хотя бы потому - что мы все чувствовали - это может больше никогда не повториться.

Федерер помнит геймы очко за очком, как многие игроки, у него отвратительно фотографическая память. Я спросил его, какие чувства он испытывал, когда на самом деле все было уже решено. В ожидании вердикта от системы видео-повторов он выглядел напряженным и даже несчастным. "Я чувствовал себя смиренно, как мне кажется. Хотя даже в тот момент мне казалось, что все может обернуться, что я все еще могу упустить эту победу".
Но вот последний мяч попал в корт и все, кто видели этот момент, наблюдали как его лицо растаяло. "Победа в Австралии решила так много проблем".



После обеда Федерер позировал с болельщиками за пределами ресторана. Мы сели в его машину, чтобы посмотреть местные достопримечательности. Как вдруг в одну секунду, когда мы покинули лыжный центр, угрюмый подросток постарался перескочить дорогу прямо перед нами, а не на пешеходном переходе (определенно, в Швейцарии переходят дорогу только в месте, где есть "зебра", один шаг на переход уже заставляет поток машин замедлится). Федерер сердито притормозил. Парень сделал шаг назад, одарив его своим презрением. "В течении пять минут, - сказал я, - это паренек откроет Твиттер и напишет, что его чуть не сбил Роджер Федерер". Федерер рассмеялся. "Тогда я тоже открою Твиттер и расскажу всем, что ему стоило бы использовать пешеходный переход".

Так чем же является Роджер Федерер? Итак, он швейцарец. Самый обычный, много смеется. На каком-то уровне - он продукт из 90-х - он осветлял волосы и вешал в комнате плакаты с Шакилом О'Нилом, Майклом Джорданом, Стефаном Эдбергом, Борисом Беккером. (Также с Памелой Андерсон. "Я ее помню", - говорит он, посмеиваясь. "Этот плакат висел на моей двери"). Он вежливый и утонченный. Семьянин, который любит кино. В своей личной жизни он любит подурачиться, серьезно относится к своим интересам и на самом деле его абсолютно не волнует, насколько его может взбудоражить какой-нибудь рассказ.

По большому счету, Роджер Федерер любит повалять дурака в самом лучшем смысле этого слова. После нашего разговора мне с моими изменившимися взглядами потребовалось совсем немного времени, чтобы побежать заказывать кепку с его логотипом, как только я вернулся домой. Но давайте простим ему эту необходимость скрывать свою легкомысленную сторону еще немного. В конце концов, чтобы делать эту работу, Роджеру Федереру нужно быть "Роджером Федерером". Воин-джентльмен, лидер. В какой-то момент он признался: "Я надеваю эту маску", когда дело касается игры. "Ты не хочешь ничего отдавать своему сопернику. Я часто это делал, когда был маленьким. Бросал ракетки, кричал и все такое. Вы сами отдаете преимущество сопернику такими поступками. Так в итоге вы вырабатываете свое поведение. У Рафы есть свои ритуалы, у Стэна есть свой образ, как он есть и у меня. Ты сам становишься этим щитом".
Роджер Федерер: "Cтрасть к теннису возникла у меня далеко не сразу, только после победы над Сампрасом"
Прежде, чем отправиться в Швейцарию, я спросил своих друзей, верных болельщиков, что бы им хотелось узнать о Федерере больше всего. Вопрос, который они подготовили, возможно, чтобы облегчить свои страдания: Как скоро все закончится? Федерер уже признался мне, что вероятно может представить себя однажды в роли тренера, кто знает, он не отбрасывает этот вариант. Или возможность побывать в ТВ-студии, при удобном случае прокомментировать матч. Но может ли он определить дату? Может быть это случится после еще одного финала, победы или поражения? А затем прощальный тур и конец? Как он поймет, когда настало время уходить?

Федерер смеется. Он уже думал об этом. "Давайте представим, что у меня есть турнир. И я сам спрашиваю себя, насколько я счастлив, что мне приходится покидать свой дом? Потому что было бы неплохо и дома остаться. Приносит ли мне радость, что я пакую чемоданы, выхожу за дверь, складываю вещи в машину, смотрю на свой дом и говорю "Окей, давайте сделаем это". Вот в эту секунду, счастлив ли я? Или я бы хотел побыть дома подольше? Каждый раз было так: я рад, что уезжаю. Сердцем я чувствую, что поступаю правильно. Это испытание. Если такой момент настанет и я задумаюсь, тогда... Я слышал от многих игроков подобные слова. Один мой друг поехал в аэропорт, но затем просто развернулся назад - не смог поехать на тот турнир, ему нужно было увидеть семью. Вот это, пожалуй, и будет конец карьеры". Он остановился, погрузился в мысли, и затем улыбнулся. "Нам очень нравится быть здесь, быть дома, но тем менее я все еще очень счастлив продолжать двигаться дальше".
Роджер Федерер: "Cтрасть к теннису возникла у меня далеко не сразу, только после победы над Сампрасом"
 

Источник: gq.com

Фото: GQ / DALiM.
Добавлено: Maria Melnyk  22/03/17 19:29  Просмотров: 7 724  Рейтинг: 0  
0 0
‡àãðóçêà...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Комментарии 1

  1. Алосариус 10 апреля 2018 11:07

     Роджер Федерер просто невероятно приятный парень! Федерер просто другая планета. Он не пытается задавить соперника диким рёвом и задранной до носа ногой, не скалит зубы в перекошенном оскалом фейсе, нет - он просто умертвит того взглядом.  Роджер Федерер - это ТАКАЯ ЛИЧНОСТЬ!!!!!!!

    0 0
        Жалоба      1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.